voxpop_66 (voxpop_66) wrote,
voxpop_66
voxpop_66

Categories:

"Белка" - ее взлет и падение

Знакомьтесь или вспоминайте. Это НАМИ-050 «Белка» — экспериментальный малогабаритный автомобиль. Под таким названием (индекс ИМЗ–НАМИ–А50) он был разработан совместно НАМИ и ирбитским мотоциклетным заводом в Свердловской области. Закоперщиком проекта был Федор Александрович Реппих – в те годы заместитель главного конструктора Ирбитского мотоциклетного завода. Первый образец НАМИ-050 прибыл из Свердловска в столицу страны 16 ноября 1955-го, всего через полгода после того, как идея создать народный – простой и недорогой – автомобиль «стала овладевать массами». Советские граждане хотели в общем-то совсем немного: пусть маленькую, тихоходную, но вмещающую хотя бы троих машину — эдакий мотоцикл с коляской и с крышей. Народную машинку с нетерпением ждали.

1

В чем его особенности? Сочетание расположенного сзади оппозитного двигателя (на базе мотоциклетного М—72) воздушного охлаждения, вагонной компоновки машины, независимой пружинной подвески колес, шин малого диаметра позволяло при малой длине разместить в кузове четырех человек. Для доступа к переднему сиденью служила откидывающаяся вперед торцовая дверь, а к заднему — боковая дверь с правой стороны. Существовали образцы «Белки» как с закрытым, так и с открытым кузовами.

3

В 1956-м пришедший в НАМИ художник Эдуард Молчанов создал так называемый сельский вариант «Белки» – с упрощенным кузовом без дверей, тентом, откидывающимся вперед ветровым стеклом, запасным колесом на передней панели кузова, поручнями вдоль бортов. На нем были применены сиденья без пружин – их заменяли натянутые на каркас резиновые ленты. Позднее появилась еще одна сельская версия – с пластиковой съемной жесткой крышей и откидывающимися вверх боковыми дверями из стеклопластика.

4

Вопрос о производстве народного автомобиля 30 января 1957-го обсуждал Совет Министров СССР. В длинном постановлении наконец-то сказали главное: машине — быть, причем заднемоторной. Но своей «Белке» предпочли «проверенную зарубежную конструкцию». На Московском заводе малолитражных автомобилей начали копировать кузов ФИАТ-600, а в НАМИ разрабатывать два четырехцилиндровых мотора: оппозитный, аналог «фольксвагеновского» и V-образный, в основе которого лежал двигатель «Татры».

212

Тем временем Белка неплохо прошла государственные испытания. В отчете о них отмечалось ее превосходство над аналогами по удобству салона, проходимости и маневренности, а также рекомендовалось постройка партии опытных образцов. Были и недостатки, но они были устранимыми. Однако дорогу Белке перешел неожиданный конкурент - Москвич-444, созданный в 1956-57 годах на МЗМА.

Несмотря на то, что Москвич-444 создавался "по мотивам" ФИАТ-600, сходство с прототипом было чисто внешним, столь велико было число внесенных изменений. Свободных производственных мощностей на московском автозаводе не было, однако машиной заинтересовался выпускавший комбайны завод Коммунар из Запорожья. Как и ИМЗ он желал расширения областей своей деятельности.

Во второй половине 50-х годов советская автопромышленность проводила смену поколений выпускаемых автомобилей. Почти все заводы осваивали производство новых моделей легковушек, грузовиков, автобусов, что требовало больших капиталовложений. Свободных средств не было, а производство Белок на ИМЗ требовалось создать с нуля. Это и решило ее судьбу.

По материалам журнала "За рулем"

Tags: Автомобили, СССР, Транспорт, Это интересно
Subscribe

Posts from This Journal “СССР” Tag

  • Добровольные и народные

    Наверняка многие помнят такое явление советской действительности, как народные дружины. По состоянию на 1970 год в СССР действовали 100 тыс. народных…

  • За жизнь

    Сын спросил сегодня, был ли Путин, кугда я родился? Пришлось сделать короткий исторический экскурс, рассказав который я сам удивился - как много…

  • О лете и о музыке

    Есть у вас любимая летняя музыка? Летний фестиваль? Любите друзей любимой музыкой пытать радовать? Такое сегодняшнее задание марафона…

promo voxpop_66 april 29, 2013 10:22 241
Buy for 120 tokens
Я родился на Уралмаше. Коренной, так сказать уралмашевец. Заводской район, как его называли, раньше был славен многим. "Завод заводов" работал, кормил, поил ) и одевал тысячи уралмашевцев, которые каждое утро радостно под музыку шли через проходные варить чугун, сталь, шлёпать буровые…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments