Сказкотерапия — один из приемов в арт-терапии, разделе психологии — психологическое воздействие на личность через сказки, способствующее коррекции проблем и развитию личности. В основе сказкотерапии лежит процесс связи между действиями в сказке и реальности. Область применения этого приема не имеет возрастных ограничений и может использоваться в работе как с детьми, так и со взрослыми.
Цель сказкотерапии — относительно мягкое по сравнению с большей частью психологических инструментов искоренение страхов, коррекция характера, поведения и внутреннего состояния ребёнка.
Официально сказкотерапия достаточно молодая наука, хотя многие сказки из традиционного фольклора тоже содержат корректирующий эффект.
Анализом сказок и их влияния на формирование личности занимались Карл Густав Юнг, Зигмунд Фрейд, Эрик Берн и многие другие.
Американский психолог и психиатр Эрик Берн, развивая модель трансакционного анализа, разработал теорию сценариев, подразумевающую "программирование" ребенка и формирование его жизненного плана - сценария, который может негативно сказываться на установках и психике во взрослой жизни. В качестве инструмента по редактированию сценариев Берн предложил контрсценарий, который часто был реализован в виде историй, игр и сказок о возможной альтернативной жизни пациента.
Психотехнический этап развития сказкотерапии, который привел к включению сказкотерапии в список официальных инструментов психологии, связан с работами российских психологов Д. Б. Эльконина, Л. С. Выгодского, опыты Бруно Беттельгейма и другие. Эльконин исследовал сказки посредством которых у дошкольников пытались выстроить желательное «морально правильное» поведение, что отражено в научной статье "Знаковое опосредствование, волшебная сказка и субъектность действия".
Как строится процесс сказкотерапии? Читая сказку, "заточенную" под конкретного человека или ребенка, размышляя о ней, "пациент", пока на бессознательно-символическом уровне, «запускает» собственные созидательные процессы. Пройдет некоторое время (у каждого в свой срок), и начнет положительно меняться состояние, отношение к себе и окружающему миру; актуализируются творческие возможности и силы, конструктивно изменяющие жизнь.
Конечно тут может возникнуть мысль: а не уводят ли занятия сказкотерапией от реальности? Легче всего ответить: нет, не уводят, а наоборот, приводят. Однако это было бы не совсем верно. Многое зависит от возраста. Детей, безусловно, занятия сказкотерапией не уводят от реальности. Каждое занятие сказкотерапевт завершает, обсуждая с ребятами ответы на вопрос: чему научила нас сказка и как мы эти знания и опыт будем использовать в ситуациях нашей жизни? Таким образом, путешествуя по сказке, дети «мудреют», познают жизнь и приобретают социальные навыки.
Психотерапевтические сказки помогают в период кризиса и являются, при кажущейся малозначительности, мощным психопрофилактическим и развивающим средством.
Моя старая знакомая Анна Южакова - дипломированный специалист по сказкотерапии. Она сама воспитывает двоих детей с помощью сказки, пишет их она тоже сама, и слушая ее, глядя не ее детей, удивляешься, какие удивительные и полезные вещи несет в себе обыкновенная сказка.
И если Ваш ребенок рассеян и имеет трудности с уверенностью в себе и в собственных силах, неусидчив, имеет проблемы с воображением, с умением общаться со сверстниками, выстраиванием взаимоотношений, поиском самостоятельных решений в трудных ситуациях - то я рекомендую вам обратиться к Ане и с помощью сказкотерапии попробовать решить имеющиеся проблемы. Вот ее телефон - +7-982-623-8339 и страница ВКонтакте.
Есть еще немало людей, у которых термин «сказкотерапия» вызывает улыбку и отношение как несерьезному, «детскому» методу. Но, познакомившись со сказкотерапией поближе, большинство из них раз и навсегда меняют свое мнение. Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике.
Здоровья вам и вашим детям!
Journal information