«Уралкотёл» эксплуатирует в небольших населенных пунктах Уральского федерального округа более 180 котельных. Все они работают на оборудовании, произведенном самим холдингом. Едва ли не половина из этого числа приходится на Курганскую область: в реконструкцию местных котельных «Уралкотел» вложил почти 260 млн. рублей. Местные власти довольны – о перебоях с горячей водой можно забыть, отопление жилых домов ведется стабильно. Казалось бы – работай, приноси пользу людям и зарабатывай сам… Но в 2017 году у холдинга начались серьезные проблемы.
Дело, собственно говоря, не столько в самом предприятии, сколько в свежих нормативных документах, на которые наложилась излишняя ретивость проверяющих чиновников. Перед началом нынешнего отопительного сезона Курганский отдел Уральского управления Ростехнадзора провел в шести районах области внеплановые проверки малых котельных, наложив на «Уралкотёл» штрафы по их итогам.
Вообще-то, никаких проверок Ростехнадзор в этом случае проводить не мог, настаивает Леонид Бычков. Проверка выполнения Правил оценки готовности в отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго от 12.03.2013 №103, относится к компетенции органов местного самоуправления. Так говорится в федеральном законе №190-ФЗ «О теплоснабжении».
Именно орган местного самоуправления должен создать комиссию, которая проверяет готовность к отопительному сезону, и уже по своему усмотрению включить (или не включить) в нее представителя Ростехнадзора. Самое тинтересное в том, что сами муниципалитеты уже проверили работу холдинга и нарушений не выявили. Однако курганские представители контрольного ведомства упорно продолжают инициировать проверки самостоятельно. А в ноябре 2017 года давление на бизнесмена началось и в Свердловской области, в городском округе Верхотурский, в реконструкцию 14 котельных которого «Уралкотел» вложил около 100 млн. руб.
Прокуратура, в одну из задач которых входит в том числе и то, чтобы проверяющие «не кошмарили бизнес», раньше называла эти проверки незаконными, сейчас ходят вместе с проверяющими, - посетовал Леонид Бычков.
«Волосы дыбом встают, когда знакомишься ближе с такой ситуацией, - констатировал Борис Титов. - Предприниматели пытаются обеспечивать теплом малые города России, сами делают оборудование, нормальное по качеству, работающее дольше, чем у конкурентов. Налаживают нормальное теплоснабжение там, где его не было долгие годы, и тут же приходит государство и говорит – не положено. Оказывается, теперь нельзя договор арендный, надо концессионный, а на концессионный у местной власти нет средств. В итоге предприниматели вынуждены нарушать закон, фактически по недействующему договору держать отопление до мая. А что в мае будет, вообще неизвестно».
«Нужно, кстати, сказать, что чем хуже жизнь в малом городе, тем выше тарифы на тепло и электроэнергию, - продолжил Борис Титов. - Курганская область в этом плане показательна, там одни из самых высоких тарифов.
И это только котельные. Представляете, сколько по всей стране таких историй в разных отраслях? Надо менять экономическую систему, потому что так, как сейчас, она работать дальше не может. Когда нефтедоллары текли рекой, на все эти проблемы можно было закрывать глаза, а теперь все это начнет подниматься. Начнут замораживаться поселки, как в 1990-е. Сейчас, порой не бизнес управляет страной, не хозяйственники, а силовики, у которых нет никакой зависимости от результата в данном случае от наличия тепла в домах. Будет ли от такого управления польза – как знать…
Озабоченность бизнеес-омбудсмена вызвала не только эта история. В ходе встречи в Екатеринбурге обсуждалось и создание Государственной информационной системы промышленности.
Государственная информационная система промышленности создана по заказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации для реализации промышленной политики, целями которой являются:
- формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития;
- обеспечение обороны страны и безопасности государства;
- обеспечение занятости населения и повышение уровня жизни граждан Российской Федерации.
Государственная информационная система промышленности предоставляет сервисы для всех субъектов промышленной деятельности — от органов власти Российской Федерации до отдельных предприятий и индивидуальных предпринимателей.
Инициатива Минпромторга – лишнее обременение для бизнеса, считает Борис Титов.
«Чиновники пытаются переложить на бизнес задачи еще и информационного обеспечения, - отметил Титов. - У нас сегодня малые предприятия и так должны заполнять десятки форм отчетности, в некоторых отраслях их больше 40. Он пирожки печет, а половину времени должен тратить на составление отчетности.
Не должно быть так. Вся нужная информация в недрах государства уже есть, надо лишь научиться работать с большими данными. В первую очередь, с теми, которые стекаются в Федеральную налоговую службу. Там есть все нужные цифры, их просто надо вытащить оттуда при помощи хорошего программного обеспечения».
«Это, кстати, не только предпринимателей касается, - подчеркнул бизнес-омбудсмен. – Взять хоть врачей, которые заполняют тучу отчетности. Кто ее читает? Никто. Лежат тонны бумаги, которые никому не нужны. Это вот, к сожалению, наше бюрократическое государство дошло до такой степени».
Journal information